Ласкаво просимо, відвідувач! [ Реєстрація | Вхід

Церковь отдельно от государства? Вы что, у нас же правовое государство! Точка зрения

БЛОГ, Політика, Суспільство 27.04.2018

Минувшая неделя в Украине прошла под знаком томоса, который вот-вот вручит нам Варфоломей, чтобы опиум для народа варился в единой поместной автокефальной православной украинской церкви. Гарант по этому поводу произносил зажигательные речи, парламент голосовал, правда, так и не набрав железобетонных 300 голосов, намекающих на полное единство нации в этом принципиальном вопросе. Благостную картину слегка подпортили “Оппоблок” и “Воля народа”, которые вдруг вспомнили о такой, совершенно не волнующей их коллег чепухе, как чувства верующих, и дистанцировались от голосования по богословским вопросам. Поэтому обращение к Константинопольскому патриарху было принято простым большинством в 268 голосов.

Как говорится, никогда такого не было, и вот опять… Каких‑то десять лет назад над нами тоже незримо реял томос, явления которого, как второго пришествия, ожидал тогдашний наш президент Виктор Ющенко. Виктор Андреевич решил примостить весь подведомственный ему народ в единую поместную церковь. Чувства верующих тогда тоже никого не чесали, тем более что под это богоугодное дело выстраивалась головокружительная карьера президентского брата Петра, который должен был возглавить новую украинскую церковь и оседлать жирные церковные денежные потоки. Дело оставалось за малым: уговорить Вселенского патриарха. А тут и повод подвернулся – 1020‑летние крещения Руси, на которое в 2008 году пригласили Варфоломея, чтобы при всем честном народе вырвать из патриарших уст согласие и утереть нос Кремлю, который в то благословенное время был еще ни разу не агрессор.
Но Варфоломей оказался крепким орешком и не настолько проникся духоподъемными идеями создания украинской поместной церкви, как мерещилось из Киева нашему Гаранту, который был настолько уверен в успехе, что, казалось, уже поймал Бога за бороду. Патриарх поучаствовал в торжествах, но, несмотря на кавалерийские наскоки елейного Виктора Андреевича, глаголил уклончиво, а потом и вовсе дал отворот-поворот, заявив, что не желает способствовать расколу Православия, создавая некрасивый прецедент. Г-ну Ющенко пришлось сделать хорошую мину при плохой игре, а поборникам независимой церкви – отложить идею в долгий ящик.
Через 10 лет эта идея вновь стала актуальной. Маневры, правда, начались еще в 2015 году, когда два бывших гаранта нации – Ющенко и Кравчук опять поехали к Варфоломею со старой песней о главном – единой поместной церкви. Итоги переговоров не озвучивались. В июне 2016 года Верховная рада проголосовала 245 голосами за обращение к Варфоломею с просьбой предоставления автокефалии УПЦ КП. В августе 2016 года в Стамбул опять направили свои стопы Кравчук и Ющенко, подкрепившие позиции письмом, которое подписали 5 тысяч “мытцив”. Весточку патриарху настрочил даже Арсений Яценюк, который тогда возглавлял Кабмин. Реакции патриарха на гору свалившихся на него ходоков и корреспонденции не последовало, кроме уклончивых заявлений, типа “ознакомился, изучаю”. В начале 2017 года глава Украинской православной церкви Киевского патриархата Филарет заявил, что в Украине уже начался процесс создания единой поместной церкви. Он провозгласил, что такая церковь у нас обязательно будет, и вообще “в государстве должна быть одна православная церковь, а не несколько православных церквей”.
Желание Филарета иметь в своем распоряжении одну единственную православную церковь в Украине вполне понятно, памятуя о монополии на жирные денежные потоки. И церковь эта должна быть канонической, иначе в монополии смысла нет, если рядом копошатся такие же самозванцы под брендом “православная церковь” и нагло окормляют невзыскательную паству. Но сейчас у нас только одна каноническая церковь – УПЦ МП, которую учредил в 1990 году Архиерейский собор РПЦ и утвердил в 2009 году Поместный собор РПЦ. УПЦ МП признана Константинопольским патриархатом. По состоянию на 1 января 2018 года церковь насчитывала свыше 12 тысяч приходов.
Украинская автокефальная православная церковь была провозглашена в 1921 году, но процедура рукоположения епископа УАПЦ была проведена с нарушениями, поэтому эта церковь не признана Константинопольским патриархатом, и следовательно не является канонической, хотя ответвления этой церкви в Америке, Западной Европе и Австралии стали каноническими в 1990‑х годах. УАПЦ имеет в Украине 1167 приходов.
Вотчина Филарета – УПЦ КП возникла в 1992 году и на 1 января 2018 года имела 5167 приходов. В июне 1992 года Филарет, которого Синод РПЦ в тот момент уже отстранил от управления УПЦ МП за “сепаратизм”, организовал в Киеве Всеукраинский православный собор, на котором часть УПЦ, лояльная Филарету, объединилась с УАПЦ в единую структуру – Украинскую православную церковь Киевского патриархата. Правда, в полном соответствии с известной поговоркой о двух украинцах, чудесным образом трансформирующихся в трех гетманов, единая структура распалась менее, чем через год. С тех пор УАПЦ избирает себе своего предстоятеля, которого не признает Филарет. Ну, а УПЦ КП вместе с Филаретом, преданным анафеме, – не признает Вселенский патриарх и остальные православные церкви мира.
Попытки неканонической УПЦ КП вновь объединиться с такой же неканонической УАПЦ до сих пор заканчивались полным провалом. Последняя была предпринята в 2015 году, когда в высокопоставленных умах вновь забродили идеи единой поместной церкви. Но благие намерения иссякли на старте, когда в УАПЦ предложили принцип 50 / 50 для представительства в объединительном Соборе. Филарет, чья паства составляет 44 % православных Украины, счел нахальством предложение о равенстве от церкви, которая охватывает всего 1,5 % населения, и, осерчав, вообще назвал УАПЦ “рукой Москвы”. Об объединении УПЦ КП с УПЦ МП после множественных захватов церквей УПЦ МП, расправ над священнослужителями и фактическим вмешательством государства в дела церкви на стороне Филарета, сегодня и речи быть не может. То есть, никаких предпосылок для реального объединения в единое целое у украинских православных церквей нет. Да и желания тоже, по крайней мере, до тех пор, пока УПЦ КП возглавляет Филарет…
Тем не менее, в нынешнем апреле хоругви подхватил Петр Порошенко, заявивший о необходимости создания единой поместной церкви, которое нужно начинать немедленно. Он уже дважды лично обратился к Вселенскому патриарху с прошением об автокефалии, потом подключил к давлению на Варфоломея парламент. На низком страте “мытци”… И вот, казалось бы, лед тронулся – 22 апреля Петр Алексеевич написал в своем Facebook: “Вселенский патриархат начинает процедуры, необходимые для предоставления автокефалии Украинской православной церкви. Соответствующее решение принял Святой и Священный Синод Вселенского Патриархата”. Но, как говорится, недолго музыка играла. На сайте Вселенского патриархата появилась информация, которая не совсем соответствует бравурным заявлениям украинского Президента. В ней сказано, что Варфоломей на заседании Синода только рассмотрел прошение о предоставлении автокефалии УПЦ, но никакие процедуры еще не начаты. И вот почему.
В УПЦ МП считают, что до тех пор, пока в Украине будет процветать церковный сепаратизм в виде УПЦ КП, никаких признаний со стороны Константинополя и других православных церквей не будет.
Источники, близкие к Вселенскому патриархату, утверждают, что Варфоломей не решится на раскол единой Православной церкви, который ссорит его с Москвой и создает неприятности из‑за возможного прекращения помощи со стороны РПЦ. Недавно Варфоломей провел телефонную беседу с Путиным, где заверил его, что “Вселенский патриархат будет и впредь выполнять свою координирующую роль в пользу общеправославного единства”. И вряд ли слова Варфоломея, сказанные российскому президенту – это просто фигура речи. Предоставление автокефалии УПЦ расколет Православную церковь, ибо Русская православная церковь, имеющая наибольшее количество приходов, не согласится с этим предложением. И ее, несомненно, поддержат дружественные ей церкви. А предоставление автокефалии должно приниматься единогласно.
Варфоломей, обещая передать прошение на рассмотрение всех православных церквей мира – а их, включая Константинопольский патриархат, всего 15, может начать консультации с коллегами, но чем они завершатся и, главное, когда – неведомо. Не исключено, что в этом деликатном деле, либо шах помрет, либо ишак сдохнет. Роль ишака, естественно, будет исполнять Украина. Эта роль нам знакома по диким усилиям попасть в члены НАТО и ЕС, которые члены НАТО и ЕС нам же и обламывают с завидной регулярностью, лукаво заявляя при этом, что двери альянса для нас то ли открыты, то ли еще не закрыты.
Есть еще нюанс. Прошение об автокефалии должна подавать только каноническая православная церковь, а не президенты, депутаты, “мытци“ и раскольники, ведь автокефалия предоставляется именно Церкви, а не государственным структурам или самодеятельным коллективам. Тем более, что в Украине церковь отделена от государства, которое не имеет права вмешиваться в церковные дела, не подправив статью 35 Конституции Украины. А канонической у нас, как вы помните, является только УПЦ МП, которая никаких прошений не отправляла, инициативы президента и парламента не поддержала, и где согласны говорить об объединении только после преодоления раскола и восстановлении церковного единства. Поэтому, по мнению экспертов, надеждам наших высокопоставленных светских лиц, а также многочисленных мытцив-подписантов, опять не суждено будет сбыться.
Вряд ли Петр Порошенко, разворачивая кампанию по созданию единой поместной церкви, не ведал этих тонкостей. Политологи, обсуждая религиозный крен главы светского государства, считают, что Порошенко использует его в своей предвыборной кампании. Что может быть лучше имиджа объединителя?! Более того, объединитель уже сейчас обещает электорату, что патриарх будущей поместной Украинской церкви будет избираться всенародным голосованием, как президент или парламент – и опять большой привет статье 35 Конституции Украины. У нас, когда хотят, как лучше, получается, как всегда, если не хуже. И в итоге, все превращается в цирк. А как еще расценивать всеобщие “православно-патриаршьи” выборы, в которых за кандидатов будут голосовать протестанты, иудеи, мусульмане, буддисты, язычники, сатанисты и атеисты? Правда, есть еще вариант – всех перековать в греко-католики. И он, скорее всего, и будет реализован, если от Варфоломея не добьются легитимности. В стране, где единственной объединительной идеей является ненависть к ворогам, ни священники, ни верующие УПЦ МП не смогут противостоять хорошо организованным молодчикам с битами и коктейлями Молотова, поэтому Варфоломеевской ночи в Украине не будет. После всех людоедских реформ нас, похоже, ждет еще один сомнительный социальный эксперимент по искоренению православия, как элемента “русского мира”.

Наталья Заражевская

Читайте также: Мы едем, едем, едем, в далекие края. Точка зрения

 

9504 всього переглядів, 2 сьогодні

  

Партнери

Залишити відгук

Ви повинні увійти щоб залишити коментар.

Ми у соцiальних мережах

Квітень 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Нд
« Бер    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  
  • Ad 1
  • Ad 2
  • Ad 3
  • Ad 4