Отдавший жизнь искусству и обреченный на одиночество. Продолжение. Мировая культУРА
В отличие от других художников-импрессионистов, Эдгар Дега не любил писать пейзажи.
Он терпеть не мог работать на пленере, и на то были веские причины. У него было плохое зрение, и врачи настоятельно рекомендовали избегать яркого дневного света. При этом он как никто умел изобразить человеческое тело в движении, в особенности женское. «Почти все здешние женщины красивы, у многих есть какая-то неправильность в лице, без которой их красота казалась бы пресной, но боюсь, что головы их слабы так же, как моя собственная, что было бы плохой гарантией для новой семьи». Француз Эдгар Дега часто задумывался о семье и браке, и всё же единственное, с чем художник предпочел связать себя – узами было искусство.
Напомним: Отдавший жизнь искусству и обреченный на одиночество. Мировая культУРА
Другую серию работ Дега посвятил совсем иным женщинам. Просторные классы сменили маленькие коморки заполненные паром – прачечные. Но так ли парижские прачки отличаются от балетных танцовщиц? Те же цвета прохладного утра, тот же тяжкий монотонный труд и та же усталость от непосильной ноши, которая легла на спину женщинам, стирающим чужое бельё. Они отдают свою жизнь, чтобы сделать жизнь других красивее и чище.
Многие из своих работ Эдгар Дега посвятил купальщицам. Другие живописцы любовались обнаженным женским телом, подчеркивая достоинства своих натрущиц, изображая их в наиболее выигрышных ракурсах. То женщины на картинах Дега не позируют, они и не подозревают, что за ними наблюдают. Принимают ванну, отдыхают – они всегда непринужденны. «Мои женщины, – говорил Дега – честные человеческие существа, не имеющие других интересов, кроме тех, что вытекают из их физиологического положения».
Далеко не все одобряли столь революционный подход в изображении женской красоты. Находились критики, которые обвиняли Дега в пристрастии к уродливому. Сам же художник предпочитал не спорить и называл свой стиль «спасительной чуточкой безобразия».
С возрастом характер художника становился все сложнее. Он позволял с презрением отзываться о знакомых, легко разрывал отношения с близкими. Стоило ему заподозрить, что кто-то из его приятелей не одобряет его взглядов – он выходил из себя и прекращал с этим человеком всякие отношения. «Поведение Дега становится более абсурдным, – писал Поль Гоген своему другу и коллеге Камилю Писсарро. – Увидите, у него будет более несчастная старость, чем у других». Гоген оказался прав, отдав свою жизнь творчеству, Эдгар остался совсем один. Лишившись зрения, он жил под присмотром сварливой властной экономки. «Жить таким одиноким, без семьи, на самом деле слишком трудно, – писал художник. – Никогда не представлял, что мне придется так страдать. Я очень плохо организовал себе жизнь на этой земле. Всё во мне, кроме сердца, равномерно стареет».
Ксения Минина
Читайте также: Для чего нам искусство
1082 всього переглядів, 1 сьогодні