Муза талантливого художника и жена расчетливого бизнесмена. Мировая культУРА
Женскую красоту воспевали многие, однако у каждого из художников было собственное представление о прекрасном. История изобразительного искусства знает несколько десятков типажей, созданных великими мастерами живописи. Это идеальные образы Мадонны эпохи Возрождения, полные жизни пышнотелые дамы Рубенса и загадочно-томные женщины Модильяни. Австрийский живописец Густав Климт вписал в эту галерею образ своей женщины – роковой и соблазнительный, ставший одним из символов модерна. На полотнах Климта почти нет мужчин, его картины – это безраздельно женское царство, в котором фотографическое сходство причудливо сочетается с эротикой и удивительным декоративным орнаментом.
Одной из любимых моделей Климта стала Адель Бауэр, элегантная, прекрасно образованная австрийская красавица, дочь банкира. Она вышла замуж за сахарного магната Фердинанда Блоха, когда ей было всего 18. Она стала хозяйкой светского салона, где собирались известные художники, писатели, политики и музыканты. Среди гостей Адели было немало её поклонников. В их числе оказались и знаменитости: композитор Рихард Штраус и руководитель Королевской оперы блистательный дирижёр Густав Малер. Однако центром внимания хозяйки был его теска Густав Климт, который успел прославиться, как живописец. Его смелые в своей откровенности картины клеймили, как чрезвычайно эротичные, и даже неприличные, а слухи о его любовных похождениях были всегда в центре светских бесед. Рассказывали, что у него было более десятка внебрачных детей и огромное количество любовниц. Климт прослыл настоящим бунтарём, когда со скандалом покинул австрийскую академию. Статус свободного художника не слишком тяготил его – заказов было хоть отбавляй. Он неплохо зарабатывал, создавая портреты жён австрийских богачей. Светских львиц вовсе не пугала плохая репутация Климта.
Молодая и эксцентричная модель явно скучала в браке с престарелым магнатом. Конечно, она не могла не увлечься скандально-известным художником. Отношения Густава Климта и Адели обсуждала вся Вена, муж-рогоносец хотя и терпел, что фотография Климта висела у жены в спальне, но готовил страшную месть. Его план был гениален – он закажет Климту портрет своей неверной супруги. Портрет непременно должен стать шедевром и художнику придется делать десятки, множество десятков, а может и сотни эскизов. Он будет видеться со своей натурщицей очень часто, гораздо чаще чем ему хотелось бы – слишком часто, чтоб сохранить остроту чувств. Климт будет писать портрет Адели долго, несколько лет, пока, наконец не возненавидит её. Но он никогда не откажется от работы, потому что гонорар баснословен! За неисполнение контракта опытный коммерсант Фердинанд Блох предусмотрел гигантский штраф, которого Климт не смог бы оплатить никогда. Блох понимал, что трижды выиграет в этом сражении. Во-первых, потому что разлучит любовников. Во-вторых, станет обладателем шедевра – правильно вложит деньги. В-третьих, сохранит для истории свою фамилию – ведь картина будет называться «Портрет Адели Блох-Бауэр».
Климт подписал контракт, почти не читая – сумма, предложенная заказчиком, его сразила, она была в несколько раз больше, чем он привык получать. Вскоре Адель уже позировала живописцу. Впрочем, многие осмеливались утверждать, что фрау Блох-Бауэр позировала Климту и раньше. Кого же, как не ее, художник изобразил на своей картине «Юдифь». Теперь же работа шла крайне медленно, Климт делал бесчисленное количество эскизов, желая добиться совершенства. А роковая красавица, которая страдала мигренями, часто объявляла себя больной и переносила сеансы. Портрет был готов лишь через четыре года. В течение всего этого времени работу сопровождали слухи, что натурщица позировала обнаженная, что её золотой наряд появился позднее. Кусочки сусального золота покрыли тело Адели подобно византийской мозаике. Климт видел её во время путешествия по Италии. На лице Адели, словно обрамленном окладом иконы, художник запечатлел таинственную полуулыбку, то ли призывно-чувственную, то ли ироничную. Её сравнивали с той, что много веков назад изобразил Леонардо да Винчи на портрете Моны Лизы. Настроение Адели менялось в зависимости от освещения и ракурса, она то улыбалась, то хмурилась.
План Фердинанда Блоха удался. Любовный треугольник был разрушен навсегда, а драгоценный портрет разместился на самом почетном месте в доме. Через несколько лет Климт написал ещё один портрет Адели, но теперь он не вызывал никаких домыслов. Мастер изобразил добропорядочную даму. Адель была умна и обладала прекрасным вкусом. Она осознавала, что художник, увековечив её образ, создал шедевры. Судьбу портретов она оговорила в завещании, распорядившись передать их Австрийской национальной галерее. Однако после ухода жены безутешный муж исполнил её волю лишь частично. Золотую Адель он оставил на прежнем месте.
На сегодняшний день Золотая Адель получила прописку в галерее Нью-Йорка. Она продолжает взирать на зрителя также непритягательно и непостижимо, храня в своей загадочной полуулыбке тайну романа между художником и его музой.
Ксения Минина
Читайте также: Основоположник импрессионизма. Мировая культУРА
1588 всього переглядів, 1 сьогодні