Ар-деко – стиль жизни. Мировая культУРА
8 ноября 1972 года в знаменитом аукционном доме Друо в Париже состоялись торги века. С молотка уходила коллекция современного искусства и мебели, собранная легендарным кутюрье Жаком Дусе.
В 70-х годах двадцатого века имя родоначальника высокой моды было практически забыто, также как имена его клиенток: аристократок, актрис и куртизанок. Никто не помнил и о коллекции современного искусства, которую Жак Дусе собирал в течение 17 лет, с 1912 года до самой своей смерти. Парижскую студию кутюрье украшали кубистические полотна Пабло Пикассо, живопись Анри Матисса, Амедео Модильяни и Джорджо де Кирико, а также уникальная мебель Пьера Леграна. Всё говорило о том, что коллекционер обладал несомненным вкусом и даром предвиденья.
К моменту проведения того памятного аукциона, состоятельные парижане увлекались антиквариатом. Особым успехом у покупателей пользовались произведения искусства и мебель 18 века. Теперь же для оценки коллекции Дусе пришлось срочно вызывать из отпуска единственного эксперта, только он смог оценить истинную стоимость шедевров. Коллекция разошлась по музейным собраниям всего мира и во многом изменила течение истории искусств – из забвения вернулись имена многих художников и дизайнеров начала 20 века. Им были посвящены выставки и монографии, но самое главное – стиль. Царивший в Европе и Америке между двумя мировыми войнами, наконец-то, полвека спустя он обрел официальное название. И окрестили его стилем ар-деко, что в переводе с французского означает декоративное искусство.
Если в США этот термин использовали с начала 1950-х годов, то в Европе в ходу были разные варианты: стиль золотых 20-х, ретро, а особенно часто называли «стилем 25». Ведь именно в 1925 году в Париже состоялась международная выставка современных декоративных и промышленных искусств. На её экспозиции в течение нескольких месяцев показывалось всё самое прогрессивное, что было создано в искусстве и промышленности после окончания первой мировой войны. Зрители знакомились с новинками архитектуры, дизайна и техники, любовались оригинальными решениями интерьеров, одежды и ювелирных украшений, вдыхали новые запахи, созданные парфюмерами.
Точную дату рождения стиля ар-деко искусствоведы называть не берутся. Некоторые считают, что он появился в начале 20-х годов и исчерпал себя к 1929. Другие утверждают, что «стиль 25» жил гораздо дольше. Он царил почти четверть века, между двумя мировыми войнами, сменив предыдущее направление в искусстве – стиль модерн, называемый во Франции ар-нуво. У модерна и ар-деко немало общего. Подобно другим значимым художественным стилям прошлых эпох, они проникли буквально во все сферы искусства: архитектуру, живопись, скульптуру, мебель, декор интерьеров, прикладной дизайн, книжную печатную графику, сценографию, моду и ювелирное искусство. Если модерн ценил единичные изделия, то ар-деко обращался к массовым. Модерн состоял из текучих линий, вдохновленных живой природой. А стиль ар-деко опирался на четкие геометрические формы. Творцы, создающие произведения в стиле модерн, думали о красоте предмета. Тогда как создатели ар-деко заботились о его функциональности. В стиле модерн строили частные особняки и доходные дома, а символом ар-деко стали многоэтажные небоскребы.
Главным импульсом к рождению стиля ар-деко стал технический прогресс, он подарил миру новые скоростные виды транспорта: автомобиль, аэроплан, океанский лайнер. В форме предметов в стиле ар-деко можно узнать силуеты капота автомобиля или фюзеляжа самолёта. Транспортные ассоциации вызовет и мебель. Диваны напомнят о сидениях автомобиля, барные стойки о вагонах-ресторанах, кресла имитируют шезлонги в зонах отдыха на корабле. Функциональность и практичность стиля ар-деко удивительным образом сочеталась с его роскошью. Художники и дизайнеры с упоением использовали дорогие и оригинальные материалы, как искусственные, так и натуральные.
При всей своей любви к великолепию ар-деко сумел проявить себя и в тех странах, чьё экономическое положение исключало всяческую роскошь. На парижской выставке 1925 года представительница СССР, модельер Надежда Ламанова получила первый приз за дизайн одежды. Её идея отличалась оригинальностью – платье прямого силуэта, типичное для моды 20-х годов было выполнено из простых вышитых полотенец.
И всё же, самым революционным завоеванием ар-деко являлись ни небоскрёбы и аэропланы, не мебель и ни скульптура, а принципиально новый стиль жизни. Воплощением, символом той эпохи стала женщина – «а ля гарсон» – женщина-мальчик. Она носила короткую стрижку и яркий макияж, курила, водила автомобиль, увлекалась спортом, танцами и солнечным загаром. Она могла надеть днём мужской костюм, а вечером элегантное платье. Современная женщина не отягощала себя узами брака и была свободна в выборе партнера. Также свободно она овладевала и чисто мужскими профессиями: архитектор, дизайнер, пилот, ученый. Именно этих женщин: динамичных, экстравагантных, бесстрашных, свободных запечатлела на своих полотнах польская художница Тамара Лемпицка, которую по праву называют королевой ар-деко.
Ксения Минина
Читайте также: Той, хто відкрив світові правду про Голодомор. Валійському журналістові Гарету Джонсу правда про Україну у в 30-ті рр. вартувала життя
1079 всього переглядів, 2 сьогодні