Два раза “ку” перед гравицапой. Первомайцы планируют встречать новый поезд
На днях нас ждет историческое событие, о котором я прочитала на одном из городских сайтов. Это – торжественная встреча поезда сообщением “Львов-Запорожье”, который в экспериментальном режиме будет курсировать аж три месяца. На встречу “первого поезда”, прибывающего, как сказано в сообщении, глубокой ночью, приглашаются все желающие. По такому неописуемо радостному случаю, как получение прямого железнодорожного сообщения с Западной Украиной, молодые первомайцы обещают организовать четкий и лаконичный флэшмоб… Видимо, в стиле “два раза “ку” перед гравицапой”.
Как говорится, никогда такого не было, и вот опять… После всех революционных потрясений Первомайск, в сущности, скатился в позапрошлый век, когда прибытие “первого поезда” вызывало бурные восторги, вплоть до сумасшествия. Как там у Радищева? Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй? Тоже, кстати, про железную дорогу.
Строительство железной дороги в те далекие времена было огромным достижением и невиданным доселе прорывом. На публичное опробование поезда в Павловске на Царкосельской дороге, которое состоялось 24 января 1837 года, пригласили даже иностранных дипломатов. И один из них, сотрудник посольства г-н Д’Аршиак в своих воспоминаниях сообщил об этом событии следующие строки: “Несколько сот саней теснились в Павловске у огромного полукруглого павильона. Это был тот увеселительный вокзал с рестораном, о котором ходячую остроту произнес министр финансов Канкрин: “В других государствах железными дорогами связывают важные промышленные пункты, у нас выстроили такую в трактир”. Под другими государствами министр подразумевал Англию, Францию, Бельгию, Германию и США, где уже были построены железные дороги с паровой тягой.
Но на ходячие остроты тогдашнего главы Минфина тысячная толпа народа не отвлекалась, ожидая отбытия первого обоза паровых карет. Обоз брали с боем, причем в штурме охотно участвовали представительницы прекрасного пола. “Раздались пронзительные сигнальные свистки, и под звуки оркестра, заглушаемые тяжкими вздохами локомотива и грохотом бесчисленных колес, железное чудовище, выпускающее из чугунной трубы густые клубы черного дыма, медленно тронулось в свой прямолинейный путь. С каждой секундой оно ускоряло свой стальной пробег, повышая ритм своих стуков и унося нас с невообразимой быстротой мимо мелькающих деревьев и построек. Нами овладело чувство трепета и воздушной устремленности в какие‑то неведомые миры”, – живописал свое путешествие г-н д’Аршиак.
Не меньший трепет и воздушную устремленность испытывали наши предки при торжествах по случаю открытия Одесской железной дороги, которое состоялось 3 декабря 1865 года. Специальный поезд, в котором разместились 200 приглашенных гостей, после торжественного молебна в порту и на Одессе-Заставе отправился к станции Михельсталь (Веселый Кут), где открытие железной дороги окончилось пышным обедом. Сообщалось, что уже 4 декабря 1865 года началось регулярное движение от Одессы до Балты и Тирасполя. Это дало возможность портовому городу совершить мощный экономический рывок, став, можно сказать, Причерноморским тигром.
Строительством дороги Одесса – Балта длиной в 222 версты занимался барон Унгерн фон Штеренберг, получивший от казны кредит, который погашался из расчета 45 тысяч рублей за каждую построенную версту. Барон фон Штеренберг также занимался строительством участка дороги от Балты до Ольвиополя, длиною в 108 верст. Первый поезд прибыл в наш город 1 сентября 1867 года. Вот это было событие! Как утверждают местные историки, встречать первый поезд явились представители всех слоев населения, а священнослужители освятили чудо техники. Тогдашний Ольвиополь получил прямое железнодорожное сообщение с Одессой, а чуть позже – и с Харьковом, что стало толчком для ускоренного развития промышленности Ольвиополя и Голты, куда в 1869 году была перенесена железнодорожная станция. Станция так и называлась – Голта, и сохранила свое название более чем на 100 последующих лет.
Помню, в детстве меня удивляло, что наша станция называется Голта, а город носит название Первомайск. Потом несоответствие устранили, и станция стала называться Первомайск-на-Буге. В конце ХХ столетия она действительно считалась крупным железнодорожным узлом, и по инерции еще некоторое время оставалась им после провозглашения Независимости. Тогда прямое железнодорожное сообщение у нас было и со Львовом, и с Харьковом, и с Днепром, и, конечно же, с Одессой. Поездов в расписании было с десяток, и никому в голову не могло прийти, что можно вот так вот безыскусно ликовать по поводу прибытия “первого поезда” и встречать его всем миром на ночном перроне, где в такое время суток обычно фланировали лишь выпивохи из привокзального “Экспресса”.
К чему я веду. Все эти торжества времен царизма, с большим скоплением народа, высокопарными речами, молебнами и пышными обедами, были посвящены технической революции и наступлению новой эры, провозвестниками которой в те времена являлись железнодорожное полотно и паровоз.
Что революционного несет в себе пробный запуск поезда “Львов-Запорожье”? Был один поезд, стало два? Какой экономический рост принесет Первомайску новый маршрут? Удобнее будет ездить на заработки в Польшу?
Но, видимо, на безрыбье – и рак рыба. Не удивлюсь, если в обозримом будущем молодые первомайцы будут приходить на вокзал, и “флэшмобить” для поездов, проносящихся мимо без остановки. Такое тоже случалось в истории развития железнодорожного сообщения в провинциальных городках. Тамошнее население охотно, в установленный час, выходило поглазеть на освещенный яркими огнями экспресс, уносящий нарядных, не знающих заботы и труда господ в неведомые дали…
Правда, не факт, в обозримом будущем сохранятся поезда и наш участок железной дороги. Ибо с упадком промышленности, приходит черед и “Укрзалізниці”, постепенно превращающуюся в “черную дыру” отечественной экономики. И в этой дыре вот-вот исчезнет до крайности изношенный подвижной состав с изрядным куском инфраструктуры. Для покупки новых электровозов, денег на которые традиционно нет, эксперты предлагают разобрать часть железнодорожных путей, чья пропускная способность оставляет желать лучшего, и сдать на лом. Не исключено, что под нож попадет и Первомайск. И тогда железнодорожное сообщение канет в Лету, как прогулочные катера по Бугу, заводы, фабрики и много чего другого, что не пережило соприкосновения с милой нашему сердцу революционной действительностью.
Наталья Заражевская
Читайте также: Кожна п’ята дитина зазнавала сексуального насилля – статистика Ради Європи
2575 всього переглядів, 3 сьогодні